30 лет назад британские, немецкие и голландские футбольные хулиганы знатно поураганили на Евро-88
Улицы были переполнены насилием, как я и предупреждал. Но лично я впервые по-настоящему испугался в тот самый момент, когда, казалось бы, ничего не предвещало беды. Поздним вечером я прыгнул в пригородный поезд, который должен был увезти меня из беснующегося Дюссельдорфа. Через полчаса я собирался оказаться в тишине и безопасности моего номера в кёльнском отеле.
Поезд был под завязку набит немцами. Счастливыми немцами. Их национальная сборная только что обыграла Данию в Гельзенкирхене. И мне казалось хорошей идеей спрятать подальше свой валлийский акцент и прикинуться не разбирающимся в футболе американским туристом.
"Что там за шум в Дюссельдорфе?" - спросил я своего попутчика.
Мужчина примерно сорока лет приятно улыбнулся и ответил на прекрасном английском: "Почему бы тебе не отвалить, грёбаный американский еврей. А потом пришли нам свою сестру, если она у тебя красивая". Рядом с ним сидели пять корешей с недобрыми взглядами. Я в спешке перебрался в соседний вагон, вышел на следующей станции, и взял такси до Кёльна.
Добро пожаловать в Западную Германию, говорили они, на финальную часть Чемпионата Европы. А также добро пожаловать в тёмный мир футбольных хулиганов, познакомиться с которым вы можете практически в каждой западноевропейской стране. Поведение этих ребят далеко выходит за рамки дозволенного на любой спортивной арене в США.
Утром 14 июня казалось, что англичане оккупировали Дюссельдорф. Хотя никаких проблем пока не возникало. Но скрытая угроза буквально витала в воздухе.
Прошло три года с тех пор, как у английских фанатов был шанс поехать за своей командой на крупный европейский турнир. 29 мая 1985 года хулиганствующие фанаты Ливерпуля схватились с фанатами итальянского Ювентуса на стадионе Эйзель в Брюсселе. В ходе беспорядков обрушилась стена, похоронив под обломками 39 человек. С тех пор английским клубам запретили выступать в еврокубках.
Визит на первенство Европы национальной сборной, которой не коснулся запрет, стал редкой возможностью для английских фанатов встретиться со своими европейскими оппонентами.
На центральном вокзале Дюссельдорфа рядами лежали упитые вусмерть или просто спящие парни, завёрнутые в британские флаги или одетые в футболки с агрессивными слоганами: ЭТИ ЦВЕТА НЕ УБЕГАЮТ и АНГЛИЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ В ГЕРМАНИЮ 1988. На одной футболке было написано просто: ЯРОСТЬ.
Вскоре просторная привокзальная площадь имени Конрада Аденауэра стала заполняться британскими фанатами. Со стороны вокзала доносилось нестройное матерное пение, прерываемое звуками бьющегося стекла. Где-то вдалеке звучали полицейские сирены. Атмосфера напоминала начало урагана в Канзасе.
Западногерманская полиция была в курсе неизбежных беспорядков по ходу Чемпионата, и хорошенько подготовилась. "У нас есть компьютерная база с данными на практически каждого из 883 тысяч человек, которые приедут на турнир" - хвастался один и высоких полицейских чинов.
Перед началом турнира были проведены учения на Олимпиаштадионе в Мюнхене, в ходе которых 100 немецких полисменов, переодетых в британских фанатов и кричащих матерные кричалки, были атакованы 250 бойцами отряда специального назначения с дубинками наперевес, при поддержке полицейских собак и конной полиции.
15 июня ожидался самый потенциально опасный матч между англичанами и голландцами. Ни в одной другой стране мира нет таких лютых футбольных хулиганов, как в Англии. Но голландские и западногерманские фанаты-неонацисты недалеко ушли от своих английских братьев по разуму. Голландцы скандируют антисемитские кричалки. Германцы бреют головы и носят мальтийские кресты в качестве замены запрещённой в стране свастики.
В предыдущем матче 12 июня в Штутгарте между Англией и Ирландией финальный счёт арестованных составил 89 англичан, 10 немцев и 6 ирландцев. Куда более важным событием стала неожиданная победа Ирландии над своим давним соперником. Но ещё более странно было наблюдать, как английские и ирландские хулиганы плечом к плечу отражают атаку 200 немецких скинхедов, вооружённых канистрами с боевым газом "Сирень".
Когда англичане рассаживались в поезда, которые должны были отвезти их в Дюссельдорф на матч с Голландией, они скандировали: "Две Мировые Войны и один Кубок Мира, вы, тупоголовые ублюдки". Так они напоминали о предыдущих победах Англии над Германией. Но англичане покидали Штутгарт без своего главного бойца, 33-летнего Пола Скэрротта, которого немецкая полиция арестовала по запросу с Туманного Альбиона и депортировала на родину, где он отбывает условный срок.
У Скэрротта за плечами 13 отсидок за различные правонарушения: от уличных драк до разжигания ненависти. "Я самый жестокий футбольный хулиган во всей Британии, и я горжусь этим" - заявил он по прибытии домой. На его нижней губе красуется татуировка FOREST в честь клуба Nottingham Forest, за который он болеет.
На игру англичан с голландцами полиция разработала и тщательно исполнила специальный план, получивший название "Оранжевый Маршрут". На границе с Голландией останавливали и досматривали каждый автомобиль, а водителю давали чёткий маршрут прямо до стадиона Рейнштадион в Дюссельдорфе.
Идея была в том, чтобы отделить голландских фанатов от англичан, которые в большинстве своём прибывали в город на поездах. В окрестностях стадиона сконцентрировали 2800 полицейских. Говорят, что это самая масштабная полицейская операция в европейской истории.
Однако решение собрать все полицейские силы в районе стадиона стало фатальной ошибкой. Отсутствие на поле боя голландцев не помещало англичанам схлестнуться с немецкими фанатами.
Атмосфера у дюссельдорфского вокзала становилась всё более угрожающей по мере того, как англичане напивались и начинали звереть. Затем, когда уже начинало смеркаться, несколько сотен празднующих победу немецких фанатов прибыли на поезде из Гельзенкирхена.
Когда улеглась пыль после массовой драки, огромные стеклянные двери вокзала оказались вдребезги разбитыми, внутренние помещения станции лежали в руинах, магазины и машины в центре города были расколочены, а сотни людей ехали в больницы и полицейские участки.
У поэта Мэтью Арнольда есть очень точные строчки. "... армии невежд гремят в ночи". А вот, как описал события один из британских хулиганов:
"Мы просто стояли на площади, когда немцы сошли с поезда и прыгнули на нас. У них были газ, фаера и арматура. Мы зарубились с ними. Космонавты вообще не секли поляну. Они пытались нас разнять, но у них не было шансов. Махач был знатный. Самый лютый из тех, где мне доводилось участвовать. Немцы были вооружены, но мы всё равно их погнали. Мы загнали этих фрицев в Старый Город. Разумеется там нас ждали космонавты. Но нам было плевать. Мы просто хотели добить этих немцев..."
На стадионе никаких проблем не было. Определённую роль в этом сыграл и Марко ван Бастен, чей хет-трик не только принёс победу голландцам, но и срубил на корню боевой задор английских хулиганов.
Полиции удалось разделить английских и немецких болельщиков на выходе со стадиона. На одной из улиц была замечена Специальная Айнзац Команда - подразделение немецкого спецназа. Я услышал, как один из англичан сказал: "Увидишь, что эти ребята надевают каски, беги".
Юные немецкие фанаты распевали песни об Англии, которые вышли из моды примерно в 1945 году. Полиция отреагировала и начала избивать дубинками всех подряд. Главной задачей теперь было добраться до станции, сесть в поезд и убраться подальше от этого безумия.
На следующее утро мэр Дюссельдорфа Клаус Бюнгерт выступил с признанием. "Мы арестовали 371 человека. Среди них было только 11 англичан, остальные - немцы. Я должен признать, что большая часть вины за беспорядки лежит на германских фанатах. У них не было билетов, им был неинтересен футбол, они приехали специально для того, чтобы устроить беспорядки."
Это заявление не обрадовало английских хулиганов. Это означало, что они проиграли соревнование за звание самых жестоких фанатов Европы. Их команда тем временем проиграла СССР во Франкфурте и вылетела с турнира. Последовали новые уличные беспорядки, куда менее масштабные, чем в Дюссельдорфе. Всего 80 арестованных, да пара разгромленных баров и ресторанов.
Но больше всех потеряли настоящие британские любители футбола. Из-за беспорядков Английская Футбольная Ассоциация не сможет подать даже формальное прошение о возвращении английских клубов в еврокубки. Но что ещё хуже, Англию могут отстранить от участия в отборочных играх к Чемпионату Мира.
Даже не верится, что за действия пары тысяч алкашей будет отвечать вся страна, которой мир обязан самой популярной игрой человечества.
Оригинал публикации: журнал "Sports Illustrated", июнь 1988
Комментарии