Эта статья - дополнение к рубрике "Мой первый чемпионат мира. Испания-1982"

Этот югославский фильм собирал аншлаги. Особенно охотно на него ходила советская молодежь. Ведь интересно было, как же живут их сверстники там, за бугром, в странах с «неправильным» социализмом? По моему мнению, это кино не стало одним из лидеров советского проката только из-за малого количества копий, которые расходились по стране. Каждому фильму комиссия из отечественных кинематографистов после просмотра определяла категорию, от которой напрямую зависело число копий. «Пришло время любить» и продолжение «Люби, люби, но не теряй головы» были оценены доморощенными спецами не очень высоко. Но на премьеры этих фильмов народ шел валом

Вообще Югославия тех лет для рядовых советских людей была большой загадкой. Все знали, что Тито на Балканах построил социализм, только своего типа. Юги свободно могли ездить на заработки к проклятым капиталистам, например, лучшие футболисты после 28-и лет играли за клубы Франции, Австрии, Голландии, ФРГ, Бельгии, а их спортивные специалисты тренировали далеко не последние клубы по всему миру. Причём, как футбольные, так и баскетбольные. Уровень жизни простых граждан был одним из наивысших среди стран социалистического лагеря, если не самый высокий. Не проверял, не знаю. Но то, что в понимании советского человека считалось признаком зажиточности и достатка, югославы могли себе позволить запросто. То есть молодёжь ходила в фирменных джинсах самых разнообразных зарубежных производителей, от одного перечисления которых у их советских сверстников отвисала челюсть, и слюнки текли до пола рекой. Нашим комсомольцам и не снился такой выбор товаров. Кассетные магнитофоны лучших зарубежных предприятий, разнообразные фирменные шмотки, японские и западногерманские мотоциклы, а не "какая-то там" чешская "Ява", широкий выбор легковых автомобилей, на которые не нужно откладывать кровно заработанные деньжата десятками лет, а затем ещё и пару-тройку лет стоять за ними в очереди.

Когда простой советский инженер, или агроном, загонял, наконец, в свой двор новенькое "Жигули", или вот «Москвич», то не было более счастливого за него человека. Теперь он на колёсах! И откуда ему было знать, что в далёкой Югославии какой-то там безработный Зоран после года ударного труда на строительных площадках ФРГ может без проблем себе позволить приобрести если не "Мерс", то "Фольксваген". И приехать на нём в только что приобретенный собственный дом, или загнать в гараж около многоэтажки, где он недавно стал владельцем квартиры. И ему вовсе не нужно было, как нашему многострадальному Ивану, десятилетиями выжидать получения ордера на свою собственную жилую площадь. При этом работать Ивану нужно на одном и том же предприятии. Захотел перейти туда, где больше платят, тебя с очереди мгновенно снимут. Вот такое вот добровольное рабство.

После выхода на пенсию простой слесарь Иван Иванович, у которого от орденов за ударный труд на груди нет свободного места, и все шкафы в однокомнатной квартире завалены "Почётными грамотами" за неоднократное перевыполнение плана, будет рассказывать молодёжи на школьных вечерах под темой "Встреча с выдающимися людьми" о своих победах на трудовом фронте и улучшения благосостояния нашей жизни. Он аж засияет от того факта, что имеет целых 40 лет непрерывного стажа работы на одном предприятии. Но промолчит, что для того, чтобы получить одну комнату собственного жилья в многоэтажном скворечнике, ему пришлось целых 30 лет кантоваться в многосемейных бараках и коммуналках, и вкалывать на заводе за какие-то полторы сотни рублей, половину из которых он успешно пропивал в день зарплаты. Хотя, некуда правды девать, последняя каждый год повышалась по ходу становления слесаря мастером всё большего разряда. Но ведь в семьях таких вот Иван Ивановичей рождались детки. Они становились подростками. С каждым годом их потребности возрастали. Родительской зарплаты теперь не хватало на настойчивые "Па, купи..." с уст собственных киндеров. Какие же они хорошие были маленькими! Радовались даже дешёвой конфетке, купленной на сдачи от приобретённой бутылки водки. Да с такой наивной чистосердечностью, на которую способны только дети. От созерцания на подобную идеалистичную картину аж душа пела, а на глазах выступали слёзы радости: "Какие наследники у меня подрастают! Просто чудо!".

А теперь стоит перед тобой это косматое "чудо" и требует себе джинсы за 100, а то и 200 рублей. Это же почти вся месячная зарплата слесаря на заводе! Если купить на руках такой "шедевр" легкой капиталистической промышленности, за что же тогда жить? Ты же не будешь, когда от голодухи живот подведёт, джинсами обедать. Так что сынку придётся подождать, пока отец с маманей будут откладывать деньжата на приобретение такой дорогой обновки. Зато когда пятнадцатилетний "бурсак" их оденет - все пэтэушницы будут его!

"Бурсой" в советские времена рядовые граждане называли профессионально-технические училища (некоторые острословы переводили ПТУ, как помоги тупому устроиться). Поступали в них отстающие ученики, которым и "тройки" ставили только лишь для того, чтобы они после 8-го класса не задерживались в школе ещё на пару лет, а шли себе учиться на фрезеровщиков, крановщиков, слесарей... Одним словом пополняли ряды рабочего класса на фабриках и заводах страны. Много больших предприятий, так сказать, содержало "собственные" ПТУ. Туда и поступить было престижнее, и цеха с мастерскими имелись. Да и работа была гарантирована на заводе, который тебя учит уму-разуму. А ещё гарантированное место в общаге и бесплатные обеды в заводской столовке. Лепота и только! Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Как только какой-то парнишка по окончанию ПТУ и хотел после отработки обязательной практики направиться куда-то на север за длиннющим рубликом, не всегда ему на предприятии давали "добро". "Мы тебя учили, средства вкладывали, так будь добр теперь отработать пяток лет в цехе, а затем будет видно". Следовательно, молодым парням только то и оставалось, что "тихонько" радоваться жизни на кутежах и дискотеках, да завести себе симпатичную подругу, которую хоть раз в неделю нужно сводить в кинотеатр для расширения кругозора. Посадил невесту в зрительском зале, и быстренько на перекур в туалет, где табачный дым стоит столбом, хоть топор вешай. Мужики перед фильмом заряжаются никотином, как верблюд водой перед многодневным переходом через пустыню. У многих заядлых курильщиков до конца сеанса уши без табака подпухнут. Вот и сейчас они смачно затягиваются болгарскими "Тушками" ("ТУ-134"), "Стюардессами", «Интерами» и «Родопи» по 50 копеек, чтобы после начала киножурнала, при массовом заходе в зрительский зал наполнить все его закоулки неповторимым и устойчивым запахоном прокуренного потняка настоящего мужского тела. Люди интеллигентных профессий, учителя, инженеры, бухгалтера, брезгливо ворочают нос от представителей рабочего класса, а в это время с широкого экрана демонстрируют, как живётся нашим "братьям по строительству коммунизма" на всей планете. Так что смотрите, дорогие сограждане, и сравнивайте со свои бытом.

А сравнения были далеко не в нашу пользу. И смотрели рядовые советские граждане слезливые индийские «блокбастеры», где бедняки жили в хибарах-лачугах, в которых бы с огромнейшей радостью поселились не только простые колхозники, но и даже их начальство. Или же просматривали югославские фильмы, которые были редкими гостями на экранах советских кинотеатров, где их молодёжь форсит в фирме (ударение на "е"), слушает самый последний моднячий музон на "Панасониках" и "Шарпах", разъезжает веселыми компашками на "Шевроле", догоняется на вечеринках западногерманским "биром" после шотландского уиски и занимается сексом!!! Как вот в фильме "Пришло время любить".

Слава о нём в том, 1982-м, году, обгоняла саму премьеру. Когда и до Отрадокаменки дошла очередь созерцать эту "шедевру", то в школе подняли вопрос о походе учеников 8 - 10-х классов на пересмотр этой кинокартины с последующим её обсуждением. Дирекция колебалась, ведь не всем старшеклассникам исполнилось 16 лет. А лично на меня надпись на афише под названием любого фильма "Детям до 16 лет вход запрещён" действовала, как красная тряпка на быка. Я шёл напролом, чтобы только пересмотреть эту ленту. Такое ограничение означало, что время на пересмотр ты потратишь совсем не зря, ведь на широком экране можно было наблюдать то, чего в нашей стране официально не было. А чего в Союзе не существовало? Правильно. Проституции, наркомании, безработицы, организованной преступности, но в первую очередь - секса! Увидишь "кусочек секса" в таком фильме и ходишь счастливый. А на следующий день все у тебя только и спрашивают, что же ты видел вчера в клубе на большом экране?

Почему-то вспоминается всё тот же 1982-й. В селе демонстрируется итальянский гангстерский боевик "Я боюсь" "до 16 лет". Я прочитал аннотацию к ленте в "Новых фильмах" и "загорелся". Это кино я просто таки должен посмотреть! Мама согласилась на моё вечернее посещение клуба, но с условием, чтобы мы вместе с меньшим братом приготовили все домашние задания. Для меня это было привычным делом, а вот Артур... Для него подобное требование было хуже каторги. Но выход всегда можно найти. Мама до поздна засиживалась в школе, где "превращала" двоечников в троечников, а троечников на ударников. БЕСПЛАТНО и во внеурочное время! А списывать младший любо кого мог поучить.

Он быстренько скатал мои решения своих задачек, перерываясь на короткое время только для того, чтобы отправить друзей из своей "банды" по домам. В тот вечер ребята его ватаги вроде бы нанялись и каждые десять минут "…туркали" около двора, выкрикивая своего вожака на новые дебоши. Артур так умело работал шариковой ручкой, что аж весь взопрел, бедненький. Наконец он бросил свою тетрадь по математике на стол и рукой смахнул со своего ясного чела капельки пота. На его лице сияла довольная улыбка. Всё! Работа закончена! Через несколько минут с осознанием выполненного долга братья направились в кино. По пути посетили бабушку Марусю, маму отца, зарядились козьим молочком с гарбузовой (тыквенной) кашей под наставление неродного деда Коли, как нужно жить, "Спасибо!" и айда в клуб. Подошло время киносеанса.

Забежали мы в зал самими первыми. На ходу сообщили нашей родственнице, билетёрше бабе Дусе, что родители нам разрешили, и заныкались на галёрке, чтобы на нас взрослые меньше всего обращали внимания. Людей было немного – человек сто. А вот фильм оказался интересным. О борьбе честного карабинера против мафии и коррумпированной власти. В одном из эпизодов наёмный убийца выполнял свой "заказ" на порносеансе в кинозале и в кадр угодили фрагменты спаривания мужчины с женщиной. Утром следующего дня мне в школе не давали прохода. Все интересовались, как оно там было? Я в самых мелких подробностях красочно описывал, как мужик брал женщину сзади, а она громко охала и ахала, и, издавая стон от наслаждения, подпрыгивала от движений тела её партнёра, всё сильнее прижимаясь к стеклу дверей ванны. А огромная грудь так и дёргалась, так и дёргалась...

Девушкам с 6-го по 10-й классы (потому как школьников на "Я боюсь" вообще забоялись пускать), я рассказывал это с иронией, и они всё хмыкали себе в кулачки, а некоторые даже краснели: "И чего это она там стонала?". "Подрастёте - поймете!" - с видом такого себе знатока отвечал автор этих строчек своим одноклассницам. Парням наоборот - выкладывал увиденное на полном серьёзе. "Что, правда, вот такие вот дойки были здоровые?" - переспрашивали наши "крутые" задиры, прервав даже свою игру в "чу" (азартная игра разменными монетами) за школьным туалетом. "Вот такенные!» - показывал я почти на полную длину рук. "Мама моя родная! Неужели такие буфера существуют?!"...

И только несколько пацанов поинтересовалось содержанием самого фильма. Да и зачем основной массе школьного "хулиганья", как называл их кое-кто из учителей, сам сюжет киноленты. Всё, что интересовало этих пацанов, можно было прочитать и увидеть на стенах школьного мужского туалета, который располагался между двухэтажным строением "новой" школы и одноэтажной постройкой "старой". Рядом раскинулся школьный стадион с турниками, секторами для прыжков в длину-высоту и небольшим футбольным полем с маленькими гандбольными воротами и баскетбольными кольцами по краям. Пацаны на том поле дневали и ночевали. А сколько азарта было в футбольных противостояниях - не передать словами! Иногда со злости как влепишь по воротам и смотришь заворожённый, пригнув голову в предчувствии беды, пару-тройку секунд за полётом мяча, когда тот уходит за ветром в сторону "новой" школы. Из оцепенения тебя выводит звон разбитых стёкол в кабинете истории, что на первом этаже, и негодующее лицо учителя истории Мороз Таисы Петровны. Всё. Капец. Батя теперь дома спуску не даст. И не из-за того, что его вызывали к директору. Это ерунда по сравнению с тем, сколько нужно родителям заплатить за нанесённый школе ущерб. Что же делать? Хоть на хаус не возвращайся!

Точно так было и в тот раз, когда в школе организовали культпоход старшеклассников в дом культуры на массовый пересмотр фильма "Пришло время любить" с последующим его обсуждением в классах. Мама уговорила таки отца-киномеханика на беспрецедентный шаг, показать специальный дневной киносеанс с пометкой "Детям до 16 лет вход запрещён" в 16.00. Подобного не было зафиксировано ни до, ни после этого. Разве я мог пропустить такое зрелище? Хотя мне мама строго настрого запретила посещение ДК в тот вечер. Мал, мол, не дорос ешшо. И припугнула суровым наказанием.

Но что мне те наказания, когда в клубе фильм «До 16 лет…» идёт! Чтобы тайком пробраться в фойе клуба не могло быть и речи. На входе стояли суровые учителя. Каменное выражение лиц как бы подчёркивало всю значимость и большой вес их миссии - не допустить в храм сельской культуры учеников 1-7 классов. А красные повязки на рукавах только добавляли им официоза. Но чем больше преград, тем интереснее их преодолеть. А чем строже запрет, то так и хочется его нарушить. Что мне учителя на входе в клуб?! После футбола и адреналинового пробега по маршруту школьный стадион – людские частные огороды - мемориальный комплекс, или в простонародье - памятник, я со своим другом Саней, который уже через год в 14 лет будет играть за взрослую совхозную футбольную команду, быстренько пожаловали в гости к отцу в кинобудку. Он ведь нас, пацанов, понимает. Так что пустит на просмотр. Там мы "удобно" прислонимся друг к другу, сидя на одном стуле, и с неослабевающим интересом будем созерцать через небольшое окошко около грохочущего киноаппарата за ходом событий на экране, меняясь наушниками для лучшего прослушивания звука.

Конечно, "кусочков секса" на большом экране мы не увидели. Наверняка, наша родная советская цензура сильно поработала над фильмом для всесоюзного показа. Что там обсуждали между собой старшеклассники, также не ведаю. Скорее всего, чтобы девушки береглись ранних половых отношений. А если уже приспичит - дальше некуда, то не нужно стесняться напоминать своим хахалям о "резинках" индийского, но в основном советского производства, бывших тогда в продаже под названием «изделие №2». Никто же не хочет повторить судьбу героини фильма, которую после подпольного аборта едва успели выхватить с того света хирурги и теперь по жизни у неё не будет детей. Моя мама дома очень проникалась судьбой югославской школьницы: "Бедная, бедная девочка! Вот вам югославский социализм! Беременная ученица вынуждена идти на аборт к шарлатану за большие деньги! Разве у нас такое возможно? В Советском Союзе сама лучшая медицина в мире и самое главное - бесплатная! В нашей стране делается всё для благосостояния трудящихся, и я верю, что скоро мы будем жить при коммунизме, где с каждого по возможности - каждому по потребности! А в Югославии никакой не социализм, а самый настоящий капитализм! На заработки ездят заграницу, как крепостные какие-то!". "Да, недаром же наш Иосиф Сталин с их Йоськой Тито был в ссоре и фашистом называл! - поддержал свою "вторую половинку" отец, - Сталин просто так говорить не будет!". Я в ответ с пониманием кивал головою, соглашаясь со взрослыми. И Сталин был в своё время прав, и на Балканах социализм прогнил и не туда повернул, и девушку жаль, и медицина в СССР самая лучшая в мире. Да, кто бы спорил? Лишь бы мама не поинтересовалась у отца, посещал ли Сашко кинобудку во время фильма? Не то мне эта самая лучшая в мире советская медицина ничем помочь не сможет. Побоев, конечно же, не будет. Ведь я уже «взрослый», стыдно как-то такого лобуряку лозиной по всем известному мягкому месту наказывать. Мама, народный учитель УССР, могла так надавить на психику, что мозги от её нравоучений плавились. Уж лучше в торец получить, ей Богу! Ну и неделя без телика и месячное табу на посещение киносеансов в ДК обеспечены.

Вот так мы жили в то время. И, если честно признаться, после просмотра югославских кинолент очень завидовали своим тамошним сверстникам, которые жили при «неправильном» социализме. «Вот бы и нам так «неправильно» хоть немножко пожить, хоть самую малость!» - думалось. Впрочем, уверен, как и многим советским футболистам. Ведь что в этом плохого, отыграл 28 лет верою и правдою за клубы родной страны, а потом можно и на себя любимого заработать на «проклятом загнивающем» Западе.

Такие вот мечты всех советских футболистов исполнятся ровно через пять-шесть лет. Даже сверх того. Ведь достижения 28-летия совсем не нужно было ожидать. Но пока, в 1982 году, все наши мастера кожаного мяча, как их часто называли отечественные журналисты, защищали честь советского футбола на международной арене в составе своих родных клубов и сборной СССР. Если они это делали неудачно, то поддавались критике на родине. Как вот после возвращения из Испании в 1982 году. Песочили тогда футболистов сборной СССР все, кому не лень. Вышестоящие начальники, акулы пера, простые болельщики. Да что там говорить, когда даже мы, простые пацаны, только начинающие свой жизненный путь и ещё не выпорхнувшие из-под родительского крыла, только то и делали, что перемывали косточки нашим игрокам, словно заслуженные пенсионерки на вечерних лавочных посиделках. Но что тут поделаешь – наболело!

- Ты мне вот скажи, Саня, кто нашим мешал в полуфинал чемпионата мира выйти? – не мог никак успокоиться сой знакомый Виталя, разгорячённый игрой на школьном стадионе.

- Значит, у поляков выиграть им было слабо!

- Жаль, что Дараселию только на замену выпустили! Если бы он играл с самого начала, то наши наверняка бы выиграли. А так. Куда те тренеры смотрят? Такого игрока в запасе держать! - очень уже Виталя уважал игру своего тёзки из тбилисского "Динамо", который, к большому сожалению, в декабре трагически погиб в автокатастрофе.

- А кто его знает, как оно было бы, - только и отвечал автор этих строчек. А и вправду, никому ведь не дано знать, как бы оно произошло на самом деле, если бы тренеры сборной СССР выпустили против поляков более атакующий состав, а не вышли играть с пятью защитниками. И это в поединке, где нашим футболистам кровь из носу нужна была только 

победа!!!