Уважаемые читатели, особенно те, кто не представляет своей жизни без "игры миллионов", вспомните конец восьмидесятых годов ХХ века и кровавые разборки, которые устраивали между собой фаны киевского "Динамо" и московского "Спартака". У рядовых граждан волосы дыбом становились, когда они собственными глазами наблюдали за почти боевыми действиями между молодыми болельщиками этих двух "грандов" советского футбола на улицах Киева и Москвы. Были ли тогда жертвы - пока что не интересовался. А вот от пострадавших таких "футбольных войн", после игр киевлян со спартачами, больницы всегда были переполнены. Да и в милицейских "обезьянниках" свободного места не было от наплыва фанатов. Конечно, их долго там не задерживали и отпускали восвояси по домам. Пусть родители следят за воспитанием своих отпрысков. У нашей доблестной милиции и без того проблем выше крыши! Но подходило время очередного противостояния "Динамо" - "Спартак" и опять сторонники этих команд находятся в состоянии войны.

Известно ли вам, что через подобное принципиальное противостояние и в самом деле вспыхнула война с реальными боевыми действиями и кучей жертв, в основном среди мирного населения? В июле 1969 года состоялся быстротекущий военный конфликт между Гондурасом и Сальвадором, непосредственным поводом к которому был проигрыш сборной Гондураса от команды Сальвадора в матчах плей-офф отбора на мексиканский чемпионат мира. Поэтому и получил тот шестидневный инцидент название - "футбольная война".

Отчёт местных газет о матче Сальвадор – Гондурас. Поражение в нём любой из команд привело бы к вооружённому конфликту. Почему? Так читайте дальше!

Конечно, сами те игры стали только последней каплей, которая переполнила чашу терпения в непростых взаимоотношениях соседних государств. Сальвадор был экономически более развитым от Гондураса, но с большой густотой населения на маленькую территорию. В Гондурасе всё происходило с точностью, да наоборот. Вот и переселялись сальвадорцы в соседнюю страну в поисках свободной земли и заработка. До 1969 года таких эмигрантов набралось аж 300 тысяч! Причём вели они себя на территориях чужой страны, как у себя дома. Понравилась землица, построили жилье и всё: "Мы здесь хозяева" и хоть кол ты им на голове теши. Конечно, это не могло нравиться коренным жителям. А если учесть, что хозяевами подавляющего большинства частных предприятий в Гондурасе были выходцы из Сальвадора и работали в них исключительно их соплеменники, то негодованию местных не было пределов. А здесь ещё и режим гондурасского президента Освальдо Лопеса Арельяно решил все экономические и политические неурядицы своей страны спихнуть на сальвадорских поселенцев и сделать из них таких себе "козлов отпущения". Да и националисты на каждом шагу вопили, что вслед за экономическим доминированием Сальвадора последует территориальная экспансия, и тогда гондурасцы окажутся чужими в своей стране. Люди, доведённые до отчаяния массовой безработицей и постоянным снижением зарплаты, верили средствам массовой информации. А те доказывали своим соотечественникам, что во всём виноваты выходцы из Сальвадора (вам это ничего не напоминает, как вот "в кране нет воды - значит, выпили жиды", или многочисленные утверждения украинских "ура-патриотов", что во всём виноваты проклятые москали, а их российские "коллеги" обвиняют во всех неурядицах своей страны "лиц кавказской национальности"). И началось.

"Ваши документы на землю. Нет? Так вы к тому же, оказывается, не гражданин Гондураса по рождению! А ну-ка ноги в руки и дуйте в свой Сальвадор! Нечего вам здесь делать! А ваши дома есть кому заселить. Да и на распаханные поля собственных рабочих найдём!". И полился в перенаселенный Сальвадор поток мигрантов, которых лишили собственности над своим имуществом в соседней стране. Их рассказы о безобразиях гондурасских военных относительно собственных персон заполонили страницы газет. А из телевизоров на своих соотечественников каждый день смотрели измученные лица беженцев. С их наплывом не справлялись государственные службы - не было куда расселять горемычных. Следовательно, в обществе росло недовольство, которое в любой момент могло перерасти в социальный взрыв. А в Латинской Америке под словом "революция" понимается настоящее кровопролитие. В этом регионе революции всегда перерастают в долговременные гражданские войны. А этого ох как не хотелось власть держащим из Сан-Сальвадора. Как общеизвестно, если хочешь отвлечь народ от внутренних неурядиц - найди внешнего врага. Выходя из этого, сальвадорское правительство решило: "Срочно нужна война с Гондурасом. Причём успешная. И пусть она приведет к распаду Центральноамериканского общего рынка, зато поможет нам вернуть поддержку населения!". Нужен был только повод. И он быстро нашелся! Волею судьбы футбольные сборные Гондураса и Сальвадора сошлись в стыковых играх стадии плей-офф в отборе на мексиканский чемпионат мира, в которых на протяжении месяца должны были выявить между собой сильнейшего.

Фрагмент одного из матчей между Сальвадором и Гондурасом. Пока что поединки между представителями этих двух стран идут на футбольных полях, но уже совсем скоро перенесутся на поля брани

Уже после первого противостояния этих команд в Тегусигальпе (Гондурас) возникали беспорядки. А одна из ярых болельщиц Сальвадора заявила, что не может стерпеть такого позора, как поражение 0:1 своих любимцев от проклятых гондурасцев, от которых всё зло, и... застрелилась. В Сан-Сальвадоре уже были сильнее хозяева - 3:0. Это означало, что по регламенту должна была состояться ещё одна встреча между этими командами на нейтральном поле. А пока что после игры "гостеприимные" хозяева набили морду своим гостям - футболистам и тем, кто их поддерживал на трибунах. По всем Сальвадоре сжигались государственные флаги соседней страны, а в Гондурасе прокатилась волна репрессий в ответ.

"Бей сальвадорцев - спасай Гондурас!" - вопили на каждом шагу местные националисты и бутузили таких ненавистных "врагов" всем тем, что попадется под горячую руку. Даже двум вице-консулам Сальвадора досталось. А сколько граждан этой страны попало под раздачу - десятки тысяч! Среди них были убитые и раненные. И все они с обеих ног ринулись наутёк под защиту матушки-родины. Ну а 27 июля 1969 года эмоции разгорелись до предела. В этот день в Мехико Сальвадор, постоянно выходил вперед, но Гондурас догонял. И только и в дополнительное время точный удар Маурицио Родригеса позволил сальвадорцам вырвать таки победу у своего принципиального соперника - 3:2.

Что здесь началось! И до матча в СМИ обеих государств бушевала настоящая истерия. Теперь же Гондурас, сразу после поражения своей сборной в третьей игре того исторического противостояния, официально разорвал дипломатические отношения с Сальвадором. Это война, сеньоры и сеньориты! Чего и добивалось сальвадорское руководство.

Не позволим разным там Гондурасам обижать своих! Акции протеста в Сальвадоре

Не буду описывать, как происходили боевые действия в том конфликте, скажу только, что в проигрыше оказались оба государства. В военном плане победил вроде бы и Сальвадор, хотя и сбрасывали их летуны бомбы на позиции врага через иллюминаторы своих поршневых бомбардировщиков, но беженцев, которых, по разным данным, насчитывалось от 60 до 130 тысяч человек, не было куда расселить. Да и работой их обеспечить - это большая проблема. Хотя военные тогда и удержались при власти, но страна ещё долгих 12 лет ходила по лезвию и в любой момент могла вспыхнуть гражданская война. Что в конечном итоге и произошло в 1981 году.

Ну а футбольная сборная Сальвадора, после стыков с Гондурасом, "на жилах" прошла команду Гаити, когда в третьей встрече на нейтральном поле в Кингстоне, что на Ямайке, сломили таки сопротивление островитян, и опять в дополнительное время - 1:0(после гостевых - 2:1 и домашнего влёта - 0:3). Но на футбольных полях Мексики среди компании сильнейших команд мира сальвадорцы выглядели мальчиками для битья. Они так и не разродились хотя бы на один забитый гол. Зато в свои ворота получили полную авоську мячей - целых девять. Три от бельгийцев, четыре от мексиканцев, и дважды в их воротах расписался форвард сборной СССР и киевского "Динамо" Анатолий Бышовец. Так что славы на чемпионате мира в Мексике 1970 года они так и не снискали. Впрочем, как и в Испании 12 лет спустя, где всё же забили один гол при аж тринадцати (!!!) пропущенных.